Сокуровский "Фауст", очевидно, в большей степени снят на основе средневековой легенды, чем произведения Гёте, потому что Мефистофель Гёте даже по мнению Юнга куда позитивнее и интереснее, чем унылый доктор Фауст, и в любой трактовке Гёте (Манн, Шнитке, whatever) Мефистофель дьявольски обаятелен, а у Сокурова Мефистофель отвратителен, сер и бессилен, мелкий бес. Ни лоска, ни изящества, похож скорее на опухоль в форме человека, на гомункулуса, которым хвастается ученик Фауста. И тем он, наверное, страшнее, потому что красота придаёт любому объекту значимость, а уродство помещает зло в зону слепого пятна бытовухи. Валентин даже не шпагой заколот - убит вилкой в пьяной трактирной драке, мимоходом. Маргарита знает, кто убил её брата, и всё равно - падение (вот это было снято красиво, акт прелюбодеяния - совместное погружение в мутную зелёную воду), никакой драмы и самоубийства после, не стоит того - мелкое, гадкое, страшное зло.
А мёртвый Валентин, лежащий у реки (Лета, очевидно), благодарит убийцу. В самом деле, быть мёртвым плохо, но живым - ещё хуже.

Слоупок такой слоупок, но если и вы не смотрели, советую. Настолько гадко, что даже красиво.

вот пишут ещё, очень хорошо про Босха - там прямая цитата есть в сцене с соблазнением Маргариты, когда ростовщик напяливает на себя латы; вылитый Босховский пингвин в доспехах.