Итак, РСИЯ закончилась, самое время сказать пару слов по итогам. Например, поздравить друзей, по заслугам увенчанных лаврами (Эмили, Тавви, я смотрю на вас и болела всей душой!) и пожелать тем, кто по тем или иным причинам в этом году не получил совершенно заслуженных венков, удачи в следующем году.
Прежде всего, огромное спасибо Fenrira Grey, которая любезно предложила мне поучаствовать в конкурсе и проверить, как все работает с другой стороны. Опыт был действительно увлекательный. Скажем так, когда в прошлом году я подавала свои работы в ту же самую номинацию, меня очень, очень печалило отсутствие фидбека, пусть даже и ругательного, со стороны прочитавших: ридеров, жюри, анонов на холивар-соо. Пользуясь случаем, хочу сказать запоздалое спасибо анону-обзорщику, который тогда оставил пару действительно приятных и теплых предложений по каждому из моих текстов: милый анон, ты в моем сердце навсегда. В этом году я дала себе честное слово, что напишу отзывы не только на каждый фик из шорт-листа, но и, насколько это будет посильно, на каждый фик из номинации, который будет подан на рассмотрение.
...
Смотрите-ка, кто у нас слился? Кто, кто этот юный, амбициозный идиот?
Конечно, на помощь нам приходят древние греки, которые перед тем, как судить скачки, давали клятву никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Но где теперь эти греки!
К сожалению, работа лишила меня удовольствия выполнить свое обещание, но в краткие минуты затишья изучение холивар-соо и анализ чужой, более вдумчивой и основательной, оценочной работы заставили меня сделать кое-какие выводы по поводу самого института судейства. Во-первых, довольно часто среди широкой публики звучали вопросы "Кто этот Herr?"; вопросы, надо сказать, совершенно законные, поскольку мало кто, например, даже и в ру-фандоме знает, что я за херр такой. Наверное, было бы очень здорово завести на базе сайта РСИИ страничку, на которой жюри и ридеры смогут представиться и рассказать о себе. Звание, регалии, количество вылетов, число скальпов на заборе и так далее. Во-вторых, честно говоря, меня удивил подход "я не знаю этого фандома, читал какоридж, не понравилось" в качестве оправдания низкой оценки работы. Разве фанфик по определению своему не произведение, основанное на каноне? Разве можно понимать суть текста, оценивать его стиль, не будучи знакомым с первоисточником? Какоридж можно читать в целях развлекательных, но не для адекватного суждения. Не надо так, это, как мне кажется, серьёзное несоответствие занимаемой позиции.
Возвращаясь к текстам: мне стало стыдно, и я попробую написать короткие отзывы о понравившихся работах. Писать обо всем прочитанном, как это делали более принципиальные и сознательные члены жюри, я не могу. С одной стороны, ругань предполагает конструктивные предложения по улучшению, а я, увы, от профессии литературоведа страшно, страшно далека. Как от народа. С другой стороны, каждый фандомный текст представляет собой подорожник, который автор прикладывает к болящему, и чем автор менее искушен, тем очевиднее становится, где у него болит. А смеяться над чужими синяками и шишками попросту негуманно.
Несомненным фаворитом была работа Хельгрин. Если бы не она получила первое место, я бы съела свою шляпу, потому что, будем честны, дистанция между этим произведением и всеми остальными в категории была астрономической. Читать её я бы посоветовала даже тем, кто с книгами Фрая не знаком. Попутно - вот признак качества текста, раз он может использоваться как инструмент для изучения оригинального произведения - в первый раз осознала, насколько же мир Фрая порожден житьем в коммунальной тесноте и в необустроенности позднесоветской России. Все ценности романа, по сути своей, коммунальные: огромный дом, огромная ванная, куча одежды, минимум приятной работы с минимумом формальностей. Шлик на материальное благополучие. И насколько работают в его мире все эти бытовые детали, обрамляющие наше существование: если серьезный разговор, то в кухне, если дело керосин, то еще и под водочку, а если должен начаться роман, то нужно сменить обстановку на условную Ялту. На курорт вывезти. Там все и случается.
Меж тем, стилизация блестящая, очень небанальный многослойный финал и красивая любовная история. Хорошо сыграна канонная пара Джуффин - Лойсо, отец-предатель и искуситель-помощник. Сюжетная ветка с идеальной Бухарой показалась искусственной, авторским now kiss, но будем считать, что она тоже канонна: в конце концов, в книгах про сэра Макса жизненные коллизии не раз решались симфоническим оркестром, выпрыгивающим из кустов. Мне очень понравилось, прекрасно идет какоридж, что много говорит о самостоятельности сюжета: из необходимых вводных остается только вся эта джигурда про то, что такое Вершитель, и ссылки на канонные факты вроде ядовитой слюны. А так Дракула и Мина. Я пересек океаны времени, чтобы освободить тебя. И это здорово.
Непопулярное мнение, судя по результатам голосования, но Черные крылья показались мне лучшей работой по ОЭ-фандому в этом году. Ее прелесть в стилизации. Это маленькая, классическая история любви, изящный ретеллинг Джен Эйр со всеми присущими жанру особенностями мира: армия уютная, как дом, отношения между героями равномерно трансформируются - от колкостей, достойных мистера Рочестера, до бурной страсти. Выбор локации для АУ показался мне очень удачным, вся эта тема с авиацией отлично работает на канон. Да, может быть, это не гениальный постмодернизм и не головокружительные интриги, но как любовный роман с сюжетом эта вещь, несомненно, собирает все мои лайки.
Кошачья колыбель Ремиры очень интересна сюжетом: Майор Гром располагает к кейсам и к остросюжетным текстам, но в сухом остатке именно таких текстов в фандоме мало. Краеугольная идея очень хороша: всегда увлекательно смотреть, как именно от небольшого допущения рассыпается, как карточный домик, канонная система отношений и складывается заново. На мой вкус, перемена мест слагаемых в этом тексте не так уж много изменила: наверное, потому, что герои Ремиры полностью обособленные котики, ни смена пола, ни работа лавочником в Йоркшире не спасла бы их от классического набора проблем. Можно ли довериться другому? Может ли взрослый человек позволить себе что-то большее, чем секс? Можно ли убежать от себя? Текст прямо не обещает, но намекает: позволить можно. Стиль, конечно, на любителя, от быстрой смены фокала начинает укачивать, как от съемок любительской камерой. Но прочитать стоит - хотя бы потому, что этот текст достойно представляет фандом.
Врожденное свойство - история камерная, исключительно любовная, классический такой, добротный омегаверс; как раз для тех, кто хочет омыться водой этерновского олдскула.
Есть на конкурсе и редкий образец годного юмора по Этерне Опасный прецедент; да, конечно, это немного не тот юмор, который мы ожидаем от романа плаща и шпаги, но для того, кто знает канон, это прекрасный повод немного погиенить над растоптанными цветами куртуазии.
Ну и, наконец, Мы уходим - мы остаемся: несколько, на мой вкус, неформат в категории "слэш", поскольку слэш к сюжету практически никакого отношения не имеет, но длинный джен с интригами, хитрыми планами и всем вот этим вот.
Засим откланяюсь, и всем спасибо)) В следующих выпусках обзоры сочнейшего онгоинга Commissar Paul и замечательного кейса по Барраяру, автор которого Ева Шварц.
dalamar
| понедельник, 16 ноября 2015