Commissar Paul пишет новый роман об эпохе Людовика XIV, и вы просто должны это прочитать, даже если равнодушны к делам давно минувших дней и не любите оногоинги. Честное слово, прозой Пауля можно лечиться от любых травм, нанесенных школьными уроками истории, потому что в ней есть всё лучшее, что может быть в историческом романе и в слэше, а недостатков, на мой взгляд, просто нет. Когда речь заходит о работах Пауля, я начинаю продавать их всем знакомым с пылом коммивояжера, потому что, боже правый, это один из самых возмутительных случаев недооцененности потрясающих текстов. Это же как Дюма, Фейхтвангер, Тынянов и Эрланже, сошедшиеся вместе и решившие додать жаркого, как все огни ада, эротизма. Знать эпоху для чтения не обязательно: автор не бросает читателя в гущу событий, все вводные даны в полном объеме, со всеми особенностями мировоззрения современников Короля-солнце нас ненавязчиво, в игровой форме, знакомят. И это, на мой вкус, один из самых больших профитов от чтения работ Пауля: после прочтения никогда не бывает ощущения, что ты потратил время. Это всегда увлекательное знакомство с определенной эпохой мировой истории. Может быть, от любовных романов и не бывает никакой пользы, крове выброса эндорфинов, но уж эрудиция-то точно лишней не бывает.
У «Миротворца» рамочная композиция, выполненная со свойственным автору изяществом: невозможно понять, где именно был переход от обрамления к картине, нет такого момента, чтобы хотелось побыстрее перейти к сути. Ценно всё повествование: в первую очередь, за счет языка. Это удивительно тонкая, кропотливая работа по реконструкции, так сказать, духа эпохи, образа мыслей в интонациях внутренней речи, использовании тех или иных фигур сравнения, в темпе повествования. Текст по-барочному яркий, чувственный, материальный; не сахар и не зефир, но прекрасный обед с мясом и вином, самое то, чтобы подкрепить истощенный постмодернизмом организм))
В какой-то момент, в самом деле, чувствуешь, что оказался у того или иного героя в голове, и находиться там крайне приятно. Вот ещё один плюс: плохих и хороших героев у Пауля не бывает, а обаятельны совершенно все, так что читатель волен найти себе идеал на свой вкус. Авторская симпатия ненавязчива и не делает героя всемогущим; наоборот, того, кого любит, автор может отшлепать больнее. Проработка характеров впечатляет: скажем, Эффиа и Маникан, получившие пока крошечные роли, выступили с таким блеском, что на какое-то время затмили даже незатмеваемого Месье. Людовик XIV, товарищ для воплощения трудный и неудобный, который раз уже получается у Пауля безупречно; в моем представлении, так эта глыба собственной внушительности и должна была выглядеть.
О том, что касается сюжета, говорить пока рано, но следить за развитием событий уже интересно, и то ли ещё будет!
dalamar
| вторник, 17 ноября 2015