erkenne mich ich bin bereit
Интереснее всего в завораживающей истории про мальчика из Бундестага и суд Линча в соцсетях аргумент "Если ты [...], то ты оправдываешь Гитлера".
Кукрыниксы в свое время проделали потрясающую работу: создали карикатурный и собирательный образ врага, который был смешон, мерзок и мелок. Вот именно этот Гитлер, кукрыниксовский, остался в памяти масс и мифологизировался. Он стал всеобъемлющ. Он воплотил в себе весь немецкий народ, на нас нападали одни сплошь Гитлеры, более того, он все еще жив, и дело его побеждает. Его, например, можно накликать, если кто-то не нацепит георгиевскую ленточку, не плюнет три раза через плечо, начнет размышлять о том, рационально ли было сдавать Ленинград, или если подросток что-нибудь сгоряча ляпнет в публичной речи. Гитлер, как колдун из сказки, призывается неосторожными словами, разом выходит из небытия и начинает есть детей и стариков. Для того, чтобы Гитлера не накликать, формируются особые ритуалы поведения. Накапливается огромный пласт табуированных тем: если начать их обсуждать, придет Гитлер. Деды воевали, кто не согласен - сейчас Гитлер съест. Немцы на войне все были плохие, кто имеет другую точку зрения - вон уже Гитлер идет, ату, бейте, ребята, он же накличет, падла. Георгиевскую ленточку не обсуждать, девочка, девочка, Гитлер уже нашел твой дом.
Проблема в том, что Гитлера - обычного истероидного неудачника с большими проблемами по половой части и умением довольно зажигательно читать рэпчик - к власти привело не то, что какой-то мальчик пришел в Бундестаг и сказал речь в защиту офицеров вермахта. Его к власти привела элитка, которой очень нужно было стабильности, и электорат, который был настолько напуган и обижен своим ничтожеством, что впал в детское состояние и искреннее верил, что наступать на стык между плиточками нельзя, там лава. Павшие в войне святы, сказали электорату, давайте отпиздим тех, кто их обижает (и договорился о позорном мире). Те, кто нашу родину не любит - твари, давайте и их отпиздим, понятно же, Родина - тема святая, анализу не подлежащая. Австрия наша исторически, кто не согласен - см. выше. Нельзя расшатывать лодку, нельзя задаваться неудобными вопросами, вот вам культ того, культ сего, а то придет... окей, Гитлер не сработает, он уже пришел, придут комми. Ничего не напоминает?
Большой спойлер: Гитлер умер. Он не сидит в Антарктиде, не прячется на обратной стороне луны, он уже никогда к нам не придет. И единственное, что мы можем сделать для того, чтобы новых гитлеров не было - попытаться проанализировать, какие настроения в обществе способствуют буйному почкованию Гитлеров.
И хотя история второй раз всегда повторяется как фарс, каждый, кто начинает, усираясь, орать, что мальчика надо повесить на кишках его собачки, потому что нельзя покушаться на святое, намного больше поддерживает какого-то будущего Гитлера, которому радикализация и готовность сплотиться против любого воображаемого врага, игнорируя реальные проблемы государства - цимес мит компот.
PS: есть отличный сериал "Наши матери, наши отцы", который, как минимум, показывает, что в войне со стороны Оси участвовали не только идейные наци с 27 года, партбилет номер три. И если в 41 году для общего блага было довольно полезно ненавидеть всех немцев от мала до велика, в 2017 это уже атавизм, который больше мешает, чем помогает.
Кукрыниксы в свое время проделали потрясающую работу: создали карикатурный и собирательный образ врага, который был смешон, мерзок и мелок. Вот именно этот Гитлер, кукрыниксовский, остался в памяти масс и мифологизировался. Он стал всеобъемлющ. Он воплотил в себе весь немецкий народ, на нас нападали одни сплошь Гитлеры, более того, он все еще жив, и дело его побеждает. Его, например, можно накликать, если кто-то не нацепит георгиевскую ленточку, не плюнет три раза через плечо, начнет размышлять о том, рационально ли было сдавать Ленинград, или если подросток что-нибудь сгоряча ляпнет в публичной речи. Гитлер, как колдун из сказки, призывается неосторожными словами, разом выходит из небытия и начинает есть детей и стариков. Для того, чтобы Гитлера не накликать, формируются особые ритуалы поведения. Накапливается огромный пласт табуированных тем: если начать их обсуждать, придет Гитлер. Деды воевали, кто не согласен - сейчас Гитлер съест. Немцы на войне все были плохие, кто имеет другую точку зрения - вон уже Гитлер идет, ату, бейте, ребята, он же накличет, падла. Георгиевскую ленточку не обсуждать, девочка, девочка, Гитлер уже нашел твой дом.
Проблема в том, что Гитлера - обычного истероидного неудачника с большими проблемами по половой части и умением довольно зажигательно читать рэпчик - к власти привело не то, что какой-то мальчик пришел в Бундестаг и сказал речь в защиту офицеров вермахта. Его к власти привела элитка, которой очень нужно было стабильности, и электорат, который был настолько напуган и обижен своим ничтожеством, что впал в детское состояние и искреннее верил, что наступать на стык между плиточками нельзя, там лава. Павшие в войне святы, сказали электорату, давайте отпиздим тех, кто их обижает (и договорился о позорном мире). Те, кто нашу родину не любит - твари, давайте и их отпиздим, понятно же, Родина - тема святая, анализу не подлежащая. Австрия наша исторически, кто не согласен - см. выше. Нельзя расшатывать лодку, нельзя задаваться неудобными вопросами, вот вам культ того, культ сего, а то придет... окей, Гитлер не сработает, он уже пришел, придут комми. Ничего не напоминает?
Большой спойлер: Гитлер умер. Он не сидит в Антарктиде, не прячется на обратной стороне луны, он уже никогда к нам не придет. И единственное, что мы можем сделать для того, чтобы новых гитлеров не было - попытаться проанализировать, какие настроения в обществе способствуют буйному почкованию Гитлеров.
И хотя история второй раз всегда повторяется как фарс, каждый, кто начинает, усираясь, орать, что мальчика надо повесить на кишках его собачки, потому что нельзя покушаться на святое, намного больше поддерживает какого-то будущего Гитлера, которому радикализация и готовность сплотиться против любого воображаемого врага, игнорируя реальные проблемы государства - цимес мит компот.
PS: есть отличный сериал "Наши матери, наши отцы", который, как минимум, показывает, что в войне со стороны Оси участвовали не только идейные наци с 27 года, партбилет номер три. И если в 41 году для общего блага было довольно полезно ненавидеть всех немцев от мала до велика, в 2017 это уже атавизм, который больше мешает, чем помогает.
Отправлено из приложения Diary.ru для Android
Tender, вы как всегда своим взглядом посмотрели на события с новой стороны (я не читала, чтобы кто-то поднимал этот вопрос так) , и как всегда сделали это очень круто.
У меня вопросы именно по речи к молодому человеку: про "невинных" и про ужасы советского плена (как будто вокруг плена в Советском Союзе тогда было менее ужасно). ИМХО эти фразы были не слишком удачны и уместны. Но... Одно дело - публично прокомментировать чужое публично же высказанное мнение, совсем другое - желать автору того мнения смерти в разнообразных формах. В целом мысль то ясна и мысль хорошая была парнем высказана...
Tender, не могу не выразить кроме благодарности ещё и восхищение. Ты всегда так метко, так филигранно формулируешь то, что я думаю, а изложить не умею.
Можно в перепост? это идеально сформулировано.
aktivpozitiv, я не думаю, хайпуют темой обычно не ее производители. Мальчику Коле вряд ли приятна такая слава.
Максим Максимыч, да даже если бы мысль была и так себе, все равно признак общественного здоровья - отсутствие табуированных тем в истории.
chiara de vries, ❤
sarga, полностью согласна, и в первую очередь это относится к агрессивным пиздельцам в фейсбуке и вк, которые призывают к насилию в отношении несовершеннолетнего.
Я за здоровую полемику. Но за прошедшие дни создалось впечатление, что у нас сейчас вообще никто никого не хочет слышать, а уж тем более, понимать.(
признак общественного здоровья - отсутствие табуированных тем в истории.
Но это не табуированная тема! О том, что не все немцы были людоеды и свиноебы написано сотни книг и снято много фильмов в том числе и теми, кто в тех событиях непосредственно участвовал. И тема эта достаточно адекватно воспринимается в обществе.
Мальчик получил ответочку за то, что назвал немецких солдат, которые не хотели воевать невиновными. А это, мягко говоря, не так. Кол в жопу и травлю в соцсетях он разумеется не заслуживает, но мое персональное фу - вполне.
Девушка Изо Льда, чудятся мне здесь переадресация агрессии и чувство стыда в масштабе страны - и так тоже было в истории(
дело в том, что подобные аллергические реакции свойственны любому обществу в любой период времени. Темы только разные. Получается, что здорового общества в принципе не существует?
то есть тут тебя настораживает не сама аллергическая реакция, а то, на что она возникла?
По поводу волны ненависти - соглашусь. У меня тоже есть ощущение, что ее искусственно разогревают и перенаправляют в какое-то нарациональное русло.
То же самое, кстати, я наблюдаю и на Украине. Да и не только на Украине, и не только на постсоветском пространстве.Чему мои мозги периодически сопротивляются, выдавая мне сны вроде того, о рожающем Рамзане Кадырове
По поводу школьника - потому что если твой дом разрушит и твоих близких убьет человек, который не хотел этого делать тебе от этого легче не будет и невиновным он от этого не станет.
Я тебя понимаю, но тут же тоже психологический вопрос: чем больше выговаривать, обсуждать, спорить про такие вещи, чем больше проговариваешь подсознательные установки, тем больше шанс, извини за пошлость, понять и простить. Можешь не соглашаться, я считаю свое мнение свой собственной задницей, никому иному не подходящей, но по мне так любой конфликт любого масштаба, любое насилие нуждается в рационализации хотя бы внутри себя, в переживании и отпускании. Не важно, было это в рамках одного человека в подворотне или в масштабах чудовищной мясорубки на всю страну, пока травма не проработана и интернализована под любым соусом, сакрализована, она очень опасна, она делает человека несчастным.
Отправлено из приложения Diary.ru для Android
Это очень здравая позиция, но я ей Эру, не вижу, как её применить к внешней политике(( Весь конец восьмидесятых - начало девяностых мы только и делали, что выговаривали, обсуждали и спорили, в то время как НАТО тихонечко подползало к нашим границам.
Имхо сейчас мы получили совершенно закономерную откатную волну после 80-90-х, когда выработалась моя любимая неистребимая народная концепция "у русского человека руки из жопы и он нихуя не может по определению, а то что может - все равно будет хуже, чем за границей, а давайте-ка за это бухнем", с которой бороться просто невозможно никаким образом до сих пор, как бы ты не въебывал и как бы ты не орал, что эта позиция неправильна в корне.
Теперь идет обратная реакция на эту эпоху, это такая волна с гребнем из детей 00-х, которые никогда не собирали цветмет по помойкам и не радовались в детстве тому, что у них есть одежда на зимний сезон, для них серпомолоты это эдакая романтичная эпоха, в которой жертвы оправданы, народ един, а страна великая (причем чем именно она была велика кроме вов и гагарина им внятно сформулировать, как правило, крайне сложно, а все мы знаем, что чем меньше человек знает, тем он агрессивнее отстаивает свою позицию). То есть в конкретном случае это такой извращенный вариант отпускания как раз болота 90-х со всеми степенями его тотального негатива. Странно, но в общем-то вполне ожидаемо.
А правительство все это, разумеется, форсирует - его задача формулировать общественное мнение, акцентируя внимание на конкретных моментах и, разумеется, взращивая в людях п-патриотизм на почве чего бы то ни было, все как геббельс завещал. Если для этого нужны гитлеры - окей, пусть будут гитлеры. У нас гитлеры, в другой стране исламские радикалы, в еще одной - иностранные мигранты, в третьей - республиканская партия, а в четвертой мы сами являемся гитлерами для другого народа. И работает этот механизм везде одинаково.
Jan Stern, а какой положительный пример культуры памяти можно привести для контраста?