суббота, 27 сентября 2014
Приехал чемодан! Со всеми пиджаками, сапогами, платьями, бархатными помпонами, золотыми драконами, словом, шаровары Вячеслава в безопасности. Особенно обрадовалась пинцету для бровей. Совершенно невозможно цивилизованному человеку два дня без пинцета жить.
По этому радостному поводу салютую всему миру бокалом вердехо и приступаю к запланированному восхвалению текста
Commissar Paul.
Итак,
Тираноборцы. История про высшее шведское общество времен правления Густава III. Я затрудняюсь описать те признаки, по которым можно однозначно решить, является ли текст т.н. "ориджиналом" или полноценным художественным произведением без каких-либо стыдливых бирочек фанатского творчества, но, опираясь исключительно на ощущения того органа, который воспринимает прекрасное в текстах, должна заявить, что это произведение - роман. Серьёзный, совершенно самостоятельный, высочайшего качества исторический роман.
Что в нем прекрасно? Прекрасно в нем всё.
И об этом чуть подробнее.Начать стоит от сюжета: на протяжении всего повествования автор проходит по кончику ножа, успешно удерживая внимание читателя изящным и занимательным описанием подковерной придворной борьбы, развитием и раскрытием характеров, взрослением действующих лиц, но при этом ни разу не греша против того, что кажется читателю естественным. Все ходы логичны, нет ни искусственной заучи политических ходов, высосанных из пальца, ни Гермион,стремительно изменившихся за лето. Самое лучшее проявление вкуса автора выражается в том, что он бесконечно далек от Цвейговской манеры обелить и облизать любимого персонажа. У Пауля люди остаются людьми, способными, как и все люди, удивительным образом сочетать высоту и ничтожество побуждений. Для меня "Тираноборцы", в первую очередь, роман воспитания: молодой человек и юная девушка проходят путь снизу вверх или сверху вниз, смотря с какой позиции посмотреть, чтобы, в конечном итоге, кардинально изменить свое представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Он проходит все круги ада под руководством умелого манипулятора, поставившего себе вылепить из юноши то, что ему захочется употреблять. Она, то ли слишком избалованная, то ли избыточно скованная воспитанием отца, по очереди прощается со всеми романтическими идейками юности, чтобы, в итоге, остаться с подобием разбитого корыта. Можно было бы сказать, что аналогичную эволюцию характера проходит и третий персонаж, венценосный манипулятор, но автор, с присущим ему изяществом, позволяет читателю решить самому: в самом ли деле "тиран" Густав перекроил себя, придя к мнению о необходимости укрепления вертикали власти, или же все, что казалось терзанием чистой души, было актерской игрой, и очень, очень глубоко внутри, под несколькими масками, Густав давно уже все придумал и спланировал, позволив окружающим сыграть свои партии и сделать все грязные дела за него. Лично я от всей души за последний вариант. Густав чертовски умен, очень хорошо умеет находить слабые места, давить там, где нужно. Я не думаю, что эти качества могут быть сопряжены с богатым внутренним миром, полным бабочек.
Собственно, зеркальная композиция автором используется не только при сравнении разных способов воспитания. Точно так же сравниваются интриги различного плана: политика и любовь развиваются по схожим законам, король пользуется той же тактикой, что и актриска французского театра, борьба интересов крупных капиталистов превращается в борьбу потенциальных любовников августейшей особы. Человек, хладнокровный в политике, делает большую глупость, впадая в любовный амок. Интриги различных придворных партий дублируют друг друга, партии дробятся или сливаются, чествуют или сжирают временщиков. Как говорил король в пьесе Шварца, "Все друг друга предают, травят, режут... В общем, идет обычная придворная жизнь".
Постараюсь больше сюжет не обсасывать, чтобы не испортить впечатление, лучше, товарищи дорогие, идите и прочитайте сами, оно того стоит. Но не могу не заметить, что кропотливо воссозданный и потрясающе достоверно описанный быт самых разных общественных слоев Швеции сам по себе заслуживает внимания. Этим одним "Тираноборцы" на две головы выделяются из множества исторических произведений. Для того, чтобы заполнить такое количество лакун в представлении быта того времени для современного читателя, мало пойти на Википедию, мало даже просидеть на ней неделю и прочитать с десяток книг, описывающих историю эпохи. Этим нужно жить, нужно синтезировать de novo картину мироздания современника Густава. И у автора это блестяще удалось.
Стиль хвалить, как я полагаю, нужды нет - имя автора само за себя говорит. Скажу только, что после обилия картонных, сухих и стилистически мертвых текстов, прочитанных в последнее время по той или иной причине, я как будто родниковой водой омылась. Опять же, публикующимся беллетристам, грешащим историческими романами, есть у кого поучиться: ни анахронизмов, ни тяжелых предложений, ни сбоев стиля. Текст идеально гладок, изящен и легок; забавен там, где должен забавлять, печален там, где нужно ощутить грусть героя, и до крайности жарок в тех, в сущности, довольно целомудренных сценах, когда дело доходит до королевской постели.
А оно, милые мои, так-таки до нее и доходит. И тут я должна спеть ещё одну оду: нет ничего лучше, чем хороший роман про любовь, в котором любовь - не единственная тема, не глава угла, но и не приписанное "для рейтинга" немотивированное охвостье. Нет, в "Тираноборцах" любовная линия (или полифония линий) идет ровно и уверенно через весь текст, привлекая к себе долю внимания, но не отвлекая от остальных прелестей повествования. Там, где героя изводят холодом, мерзнет и читатель; там, где распаляют до крайности, читатель расстегивает пуговицу на рубашке и нервно облизывается. Воспитание "верхнего" под свои тонкие требования - дело трудное, требующее многих лет, и Густав не устает радовать нас разнообразием тактик и стратегий работы с живым материалом. Скажу честно, как бы жалко не было Армфельта, эта венценосная сволочь не может не вызывать умиления. Няшечка! Совершенная няшечка! Через колено и пороть, и ебать, и так далее, чем, кажется, главный наш герой так-таки и займётся в ближайшее время, и в чем я ему от души желаю успеха :3
@темы:
свун,
гомосексуальные пидорасы,
Книги,
Ссылки,
красота
Ура!
ОГОСПОДИЭТОФИДБЭКОКОТОРОМЯ МЕЧТАЛТЕПЕРЬИПОМЕРЕТЬНЕЖАЛКОБЛЕАТЬПодобно тому, как вы размышляете, что у меня получилось - оридж или исторический роман, так и я сразу скажу, что у вас получился никакой не фидбэк, а рецензия - из тех, которые печатают в умных журналах, и я люто завидую вашему таланту рецензента, потому что меня-то этому учили, а я до сих пор так не умею.
Я нереально счастлив, что вы меня "услышали" и прочитали мой замысел - и про воспитание детишек, и про все остальное. В этом смысле ваш отзыв как камертон - я убедился, что взял верные ноты, и моя мелодия прозвучала именно так, как задумано (а ведь так бывает далеко не всегда, я бы сказал, чаще всего бывает наоборот, "мысль изреченная есть ложь" и т.д.).
Не могу не сказать еще о Густаве, вернее, о его подлинной мотивации. Она для меня самого загадка, потому что я прочел о Густаве немало и ни разу не сумел окончательно решить для себя - кто же он все-таки и чего на самом деле хотел? В конце концов я плюнул на разгадку и пришел к выводу, что эта постоянная двусмысленность (и даже трех-, четырех- и так-далее-смысленность) - одна из главных особенностей няшечки, и мне, вслед за его многочисленными биографами, не нужно предлагать читателю своих ответов, а просто сохранить это den store kanske - "великое "может быть". Вообще же дело, наверное, в том, что Густав просто был не человеком, а чем-то типа фэйри. В сказках к такому персонажу приходит витязь и спрашивает, как попасть туда-то или как найти то-то. Фэйри вроде бы не враг и не отрицательный герой, но никогда, сука, не отвечает на вопрос прямо, зато посылает витязя всякими кривыми тропками, загадывает загадки с двойным дном и вообще всячески издевается... Но в конце концов всегда приводит к цели. Вот это, мне кажется, Густав и есть.
...И, да, поздравляю с обретением чемодана. Это главное, поверьте
НЯШЕЧКАЗАВАЛИНЯШЕЧКУ!!!111
Слушайте, про фейри - самое оно. Мне тоже так казалось весть текст, что король - не человек, представитель особого вида, и с ним просто нереально понять, что там варилось в котелке. Но что бы ни варилось, аромат шел превосходный))))
Я вот, кстати, именно по примеру Милашки думала, что Няшечка окажется самым притягательным персонажем, но вот нет, он красив, но в него не спроецируешься - слишком уж фейри, слишком не человек)) Зато огромной неожиданностью было то, насколько полнокровные и простые для проекции женские персонажи. Господи, как жаль Софи, какая сильная и вместе с тем слабая Маленькая Герцогиня, какая королева живая! Софи прямо вот на ручки взять и разделать всё обратно, чтобы папа был хороший, брак - по любви, любовь - куртуазная баллада.
Зато огромной неожиданностью было то, насколько полнокровные и простые для проекции женские персонажи
О, я, кстати, дичайше рад, что вы заценили женских персонажей. Я только учусь их писать. В слэшике, вы знаете, женщин нет, и у меня долго не было стимула разрабатывать эту золотую жилу - все равно никто не заценит. А потому вдруг решил: а чо? Особенно интересно писать про женщин в эпоху Просвещения, потому что тогда их положение было самым интересным: именно тогда они были наиболее свободны и к ним предъявлялось меньше всего унылых патриархальных требований, если не считать нашего времени, само собой. Я говорю о женщинах из образованных сословий, само собой.
Опять же, собирался писать про Софи и Маленькую Герцогиняю побольше и жалею, что урезал их партии. Ничего, все восстановлю.