erkenne mich ich bin bereit
"Любишь кататься - катись к чертовой матери!"
Народная мудрость.
Народная мудрость.
Каждый уважающий себя автор, пишущий труд или снимающий документальное кино на тему нацистской медицины, в качестве иллюстрации того, какими жестокими психопатами были эти самые врачи, упоминает доктора Менгеле и его бесчеловечную, не поддающуюся доводам рассудка и этики склонность. Оный доктор, как показывают очевидцы, имел обыкновение катать своих подопытных дошкольного и младшего школьного возраста по лагерю на служебной машине. Как же, говорят авторы, как можно?! Он же собирался их убить через пару дней?! Как сердце его не разорвалось на несколько маленьких кусочков?
На минуточку постараемся поставить себя на место Менгеле. Так, фор фан.
И с этого места мне интересно - что с ними логично было делать, по мнению авторов? Ногами бить? Запугивать и избивать?
Обращение с лабораторными животными предусматривает т.н. процедуру "хэндлинга". Это когда крысу (кошку, собаку, словом, любое лабораторное зверьё) берут на руки и гладят, тискают, тормошат, словом, приучают к контакту с человеком. Крысу можно подкармливать чем-нибудь вкусным, это тоже отнюдь не возбраняется, а, скорее, поощряется. У этой конкретной крысы предсказуемый финал жизни. Ей, допустим, осталась неделя до эксперимента. Но во-первых, для того, чтобы эксперимент получился, она должна к его моменту быть не запуганной и забитой, а спокойной и дружелюбной по отношению к экспериментатору. Во-вторых, почему нельзя быть ласковым с животным только из-за того, что оно скоро умрёт? Почему нельзя его порадовать, если есть возможность? С точки зрения гуманного ученого - можно и нужно.
Ворнинг! Я не к тому, что надо грабить корованы и убивать детей. Я к тому, что в поступках Менгеле есть очевидная логика. Это не издевательство лулзов ради, это обычный подход к подготовке к эксперименту. Другое дело, что за такие эксперименты у нас подвергают электрокуции. И правильно делают 8)
А чего трястись? Это же действительно просто банальная логика.
Ничего. И с точки зрения банальной логики я, должно быть, просто сентиментальный ханжа.
Есть, Вы наверняка знаете, книга "Смерть - моё ремесло", Робера Мерля о коменданте Освенцима, Рудольфе Ланге. Написана крайне простым ясным языком, от первого лица, никакой истерики, человек просто, четко, по-военному объясняет подробности своей работы.
Когда он говорит о новом им самим изобретенном методе сожжения трупов без крематория - то в его речи звучит гордость рачительного завхоза.
Столько-то кубов дров сэкономили, более рационально расположили материал, чтобы жир стекал с верхних на нижние.
Он не "мрачный злодей", не "кровавый маниак в сэкс-аппильной форме СС", он реально - обычный завхоз, как Менгеле - обычный профессионал - ученый.
Он не ненавидит этих людей, в общем, даже далек от идеологии - ведь завхоз не архитектор, он просто добросовестный работник.
Его чудовищность.... как раз в отсутствии чудовищности.
Мне кажется, что подобная психология выглядит куда более мерзкой, чем любой Чикатило с "иде фикс".
Спасибо Вам за такой подход к теме.
Он говорит о нацизме куда больше, чем все растиражированные "ужасы" и дерганые речи Геббельса и Гитлера.
И спасибо Вам — за понимание 8)
Думал вот над этим довольно долго и надумал, что глобализация как следствие технического прогресса и гуманистическое мировоззрение могли немного раньше привести к переносу границ "своего племени". Сперва это свой род, потом - свой город, своя страна (кругом, естественно, песьеглавцы и люди об одной ноге), а шаг от "своей страны" дол "все мы люди", возможно, был совершен поспешно, и хотя формально аксиома была принята, но подсознательное отчуждение даже обострилось. И как только Гитлер бросил запал, это внутренне противоречие вскрылось, как нарыв. Обычный перекос "мы нормальные, они - ненормальные" мог дойти и до "мы люди, они - животные".
А уж работе с животными учить никого не надо. Гуманно по возможности, строго - по необходимости, конечная цель - забой.
Плюс пресловутая немецкая дисциплинированность, которая, впрочем, и многим другим нациям свойственна))
Книгу перевели довольно давно, я ее купил как то на развале, а блистательный моноспектакль по ней видел еще в БДТ, в Петербурге, будучи ребенком, вот тут тот перевод, что есть у меня :
lib.rus.ec/b/149953
Как раз и об основательности, там весьма четко и просто написано, не только в отношении лагерей.
В том то и ненормальность ситуации - "мы люди - а они даже не животные, нечто среднее между галочкой в отчетности и предметами".
Не скрою, у меня к нацизму, равно как и к коммунизму и к модному ныне глобализму и либерализму, как равно и в любому другому "изму" весьма однозначное отношение, я, увы, не приспособлен разделять любую идеологию, очевидно есть встроенное "нет", что ни хорошо, ни плохо - просто особенность организма, как цвет глаз или пол. Не могу принять хождение строем и красоту орднунга, военной формы или идеологии "классов", того же марксизма.
Вот совсем недавно пережитая, пусть и в "игре" ситуация - оканчивается оккупация Парижа - и все те, кто сражался с тобой бок о бок, моментально становятся зверьми примерно такими же как и наци - выискивая "врагов", сводя личные счеты. Просто потому что теперь "они - нормальные".
Причем людей "несет", и они сами не могут объяснить потом, почему поступали так, а не иначе, хотя уже полилась реальная кровь, а не игрушечная и не клюквенный сок.
Это какие то подлые законы больших чисел. Рудольф Ланг - герой Мерля, равно как и Менгеле искренне не понимают - что собственно им вменяют в вину. Один - всегда и все делал добросовестно, второй - просто ученый.
Счастье, что есть еще люди для которых ребенок - не кролик. А труп - не дрова. И самое главное - они всегда были и будут.
Тяжелая тема.